Все что нужно знать о выхлопной системе 

Оговариваем неисправности выхлопной системы и способы их устранения. Стоит ли ее ремонтировать или лучше поменять, а если стоит, то как? Заодно расскажем страшилки о каталитическом нейтрализаторе.

«Козлевич открыл глушитель, и автомат выпустила шлейф синего дыма, от которого зачихали бежавшие за автомашиной собаки».

И. Ильф и Е. Петров

Кстати, не задумывались, почему героям наших классиков приходилось открывать глушитель? А дело в том, что глушитель делал достаточно большое сопротивление отработавшим газам, и чтобы кратковременно увеличить параметры маломощных двигателей того времени, приходилось, открыв особую заслонку, выпускать газы, минуя глушитель.

Выхлопная системаВыхлопная системаЗамечу, что в книжке «Разборный автомобиль» ленинградского издательства 1929 года так и написано: глушитель — шумоукротитель.

Замечу, что в книжке «Разборный автомобиль» ленинградского издательства 1929 года так и написано: глушитель — шумоукротитель.

Решаемые задачки

Очевидно, что вначале система выпуска отработавших газов выполняла всего две функции: отводила газы подальше от водителя и пассажиров автомашины, а также снижала уровень шума. Современным системам приходится скорпулезно исполнять еще и функцию обезвреживания вредных компонентов выхлопных газов. Рассмотрим, какие меры учтены на современных автомобилях для обеспечения всех требований к системе.

Материалы по теме

Система выпуска отработавших газов тянется от мотора, расположенного на подавляющем большинстве автомобилей спереди, до заднего бампера машины. На протяжении сего пути вредные вещества преобразуются в нейтральные, для чего необходимо наличие катализатора. Далее в нескольких акустических камерах происходит сглаживание вибраций давления, а также значительное снижение температуры газов.

Сами выхлопные газы довольно агрессивны, в сочетании с водяным паром они образуют кислоты, которые сносят выхлопную систему изнутри. При коротких поездках вода не успевает улетучиться, что ведет к сквозной коррозии элементов в нижних точках, где и застаивается влага. Газовую коррозию в критериях высоких температур также нельзя сбрасывать со счетов.

Элементы системы трудятся при очень высокой температуре: попытки защитить их лакокрасочными покрытиями или противокоррозионными мастиками обречены на провал. После первого же пуска двигателя эти покрытия сгорают. Снаружи на детали воздействуют влага и реагенты, которыми дорожники поливают улицы и шоссе. При данном грязная вода вызывает большие скачки температуры — тепловые удары, кот-ые долговечность явно не увеличивают.

Конструкционные материалы

Рассмотрим конструктивные меры для увеличения долговечности системы и материалы, из которых выполняют компоненты выпуска отработавших газов:

  1. Нержавеющая сталь. Материал проезжей частью, а потому мало распространенный на автомобилях массового производства. Можно сделать элементы на заказ. Срок службы — не менее 10–15 лет (кроме металлокомпенсатора).
  2. Алюминизированная (покрытая алюминием) сталь. Составляющие системы выпуска отработавших газов из этого материала наиболее общераспространены у отечественных и зарубежных производителей. Срок службы таких глушителей составляет обыкновенно 4–7 лет.
  3. Обычная конструкционная сталь без покрытия или покрашенная обычной краской. Время от времени такие материалы используются для изготовления запасных частей для отечественных автомашин. Срок службы невелик и составляет от полугода до трех лет.

Экономная и ремонтопригодная средние учебные заведения

Современная система выпуска отработавших газов может быть исполнена по-разному, но всегда включает в себя выпускной коллектор, каталитический нейтрализатор, а так же элемент, позволяющий «развязать» колебания силового агрегата и системы выпуска. Непременно присутствуют резонатор (дополнительный глушитель) и основной глушитель шума. При данном, например, на автомобилях Renault применяется цельносварная конструкция системы выпуска отработавших газов. Единственное слияние, которое можно разобрать без болгарки, это стык выпускного коллектора и всей остальной системы.

Выхлопная системаВыхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Рено Дастер 2.0 4х4: 1 — уплотнительная прокладка соединения выпускного коллектора и головки блока цилиндров; 2 — выпускной коллектор; 3 — управляющий датчик концентрации воздуха; 4 — уплотнительная прокладка фланцев выпускного коллектора и металлокомпенсатора; 5 — металлокомпенсатор; 6 — подушка подвески каталитического нейтрализатора; 7 — каталитический нейтрализатор; 8 — диагностический датчик концентрации воздуха; 9 — подушка подвески дополнительного глушителя; 10 — дополнительный глушитель; 11 — подушки подвески главного глушителя; 12 — основной глушитель

Система выпуска отработавших газов Рено Дастер 2.0 4х4: 1 — уплотнительная прокладка соединения выпускного коллектора и головки блока цилиндров; 2 — выпускной коллектор; 3 — управляющий датчик концентрации воздуха; 4 — уплотнительная прокладка фланцев выпускного коллектора и металлокомпенсатора; 5 — металлокомпенсатор; 6 — подушка подвески каталитического нейтрализатора; 7 — каталитический нейтрализатор; 8 — диагностический датчик концентрации воздуха; 9 — подушка подвески дополнительного глушителя; 10 — дополнительный глушитель; 11 — подушки подвески главного глушителя; 12 — основной глушитель

Выхлопная системаВыхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Рено Логан первого поколения: 1 — выпускной коллектор; 2 — прижимающая пластина крепления приемной трубы к выпускному коллектору; 3 — каталитический нейтрализатор отработавших газов; 4 — вспомогательный глушитель; 5 — основной глушитель; 6 — кронштейн подвески системы

Система выпуска отработавших газов Рено Логан первого поколения: 1 — выпускной коллектор; 2 — прижимающая пластина крепления приемной трубы к выпускному коллектору; 3 — каталитический нейтрализатор отработавших газов (от нидерл. gas, восходит к др.-греч; 4 — вспомогательный глушитель; 5 — основной глушитель; 6 — кронштейн подвески системы

Эта система наиболее проста, дешева и, пока не повреждена коррозией или трагедией, кажется абсолютно оптимальной. Но вот заменить, допустим, прогоревший глушитель достаточно проблематично. Производитель предусмотрел места, по которым систему можно разрезать, но, к примеру, на всей трубе Дастера, длиной под четыре метра, таких пространств лишь два.

Выхлопная системаВыхлопная системаРазметка места, по которому можно разрезать систему выпуска отработавших газов Дастера

Разметка пространства, по которому можно разрезать систему выпуска отработавших газов Дастера

Выхлопная системаВыхлопная системаРемонтная муфта, с поддержкой которой соединяют трубы.

Ремонтная муфта, с помощью которой объединяют трубы.

Зато каталитический нейтрализатор на автомобилях Renault расположен так, что проблемы от его разрушения, о чем расскажем ниже, не грозят повреждением двигателя.

Конструкцию системы множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует выпуска отработавших газов, намного более удобную в ремонте, покажем на примерах автомобилей немецкой и корейской разработок. Так, у автомобиля Volkswagen Polo система состоит из трех крупных частей. При данном трубы дополнительного и основного глушителей бесшумной беспламенной стрельбы, прибор бесшумной и беспламенной стрельбы (ПББС; иногда прибор соединяются специальной муфтой, подобной по конструкции на ремонтную муфту фирмы Рено.

Выхлопная системаВыхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Фольксваген Polo: 1 — уплотнительная прокладка между головкой блока цилиндров и катколлектором; 2 — катколлектор; 3 — управляющий датчик концентрации воздуха; 4 — уплотнительная прокладка между катколлектором и трубой металлокомпенсатора с добавочным глушителем; 5 — диагностический датчик концентрации кислорода; 6 — подушка подвески вспомогательного глушителя; 7 — дополнительный глушитель с металлокомпенсатором; 8 — подушка подвески главного глушителя; 9 — основной глушитель; 10 — соединительная муфта с 2-мя хомутами

Система выпуска отработавших газов Volkswagen Polo: 1 — уплотнительная прокладка меж головкой блока цилиндров и катколлектором; 2 — катколлектор; 3 — управляющий датчик концентрации воздуха; 4 — уплотнительная прокладка между катколлектором и трубой металлокомпенсатора с добавочным глушителем; 5 — диагностический датчик концентрации кислорода; 6 — подушка подвески вспомогательного глушителя; 7 — дополнительный глушитель с металлокомпенсатором; 8 — подушка подвески главного глушителя; 9 — основной глушитель; 10 — соединительная муфта с 2-мя хомутами

А вот корейские производители не гнушаются поделить систему на четыре части, что, естественно же, облегчает ремонт. Ведь во всех современных автомобилях довольно малоресурсным составляющей является металлокомпенсатор, а здесь он выделен в независимый узел.

Выхлопная системаВыхлопная системаСистема выпуска отработавших газов Хэндэ Solaris: 1 — уплотнительная прокладка катколлектора; 2 — катколлектор; 3 — резонатор; 4 — подушка подвески вспомогательного глушителя; 5 — уплотнительная прокладка фланцев труб дополнительного и главного глушителей; 6 — передняя подушка постельная принадлежность в виде зашитого со всех сторон мешка, набитого пухом, пером, поролоном подвески совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с опорными элементами основного глушителя; 7 — ведущей глушитель; 8 — дополнительный глушитель; 9 — задняя подушка подвески главного глушителя; 10 — подушка подвески промежуточной трубы; 11 — уплотнительная прокладка фланцев металлокомпенсатора и резонатора; 12 — промежная труба с металлокомпенсатором; 13 — диагностический датчик концентрации кислорода; 14 — уплотнительная прокладка фланцев катколлектора и промежной трубы; 15 — управляющий датчик концентрации кислорода

Система выпуска отработавших газов Хэндэ Solaris: 1 — уплотнительная прокладка катколлектора; 2 — катколлектор; 3 — резонатор; 4 — подушка подвески вспомогательного глушителя; 5 — уплотнительная прокладка фланцев труб дополнительного и главного глушителей; 6 — передняя подушка подвески основного глушителя; 7 — ведущей глушитель; 8 — дополнительный глушитель; 9 — задняя подушка подвески главного глушителя; 10 — подушка подвески промежуточной трубы; 11 — уплотнительная прокладка фланцев металлокомпенсатора и резонатора; 12 — промежная труба с металлокомпенсатором; 13 — диагностический датчик концентрации кислорода; 14 — уплотнительная прокладка фланцев катколлектора и промежной трубы; 15 — управляющий датчик концентрации кислорода

Пожалуй, совершенную точность позиционирования элементов системы выпуска отработавших газов обеспечивает так корейский автопром. Все элементы соединяются на фланцах, имеющих высокую точность позиционирования. И на фоне сего очень расстраивает то, что на флагмане отечественного автопрома — Ладе Весте — использованы соединения труб системы выпуска, идущие еще с первой «восьмерки», представленной публике в дальнем 1984 году. Схема с двумя полухомутами и центрирующим кольцом на самом деле ничего не центрирует, слияние откровенно слабое и неточное, а диаметр труб очень мал, о чем мы уже писали.

Выхлопная системаВыхлопная системаПо сопоставлению с показанными раньше, соединения труб выхлопной системы Лада Веста смотрится убого.

По сравнению с показанными раньше, соединения труб выхлопной системы Лада Веста смотрится убого.

На современном этапе ремонт элементов системы выпуска отработавших газов осуществляется в большинстве случаев подменой отдельных элементов. Наиболее часто выходят из строя металлокомпенсаторы, после этого обычно следуют глушители.

Причины поломки металлокомпенсатора:

  • повышенные нажим и температура газов, возникающие из-за забитого каталитического нейтрализатора (в случае если нейтрализатор расположен за металлокомпенсатором);
  • повреждение стенок гофры под воздействием повышенной вибрации силового агрегата;
  • механическое повреждение от дороги.

Металлокомпенсатор замещают новым, причем при сварке важно выдержать не только длину, но и угловое положение ввариваемого составляющего.

Глушители есть смысл ремонтировать сваркой, только если речь идет о механической пробоине от дорожного покрытия. Покрытый ржавчиной глушитель ремонтным работам не подлежит. Мастерские могут подобрать универсальный глушитель за разумные средства, в то время как оригинал для подержанного автомобиля порой обойдется в четверть стоимости вашего транспортного средства.

Бомба замедленного действия

Теперь побеседуем о самом сложном, дорогом и коварном элементе системы выпуска отработавших газов — каталитическом нейтрализаторе. Это прибор начали применять еще в прошлом веке для снижения токсичности отработавших газов авто двигателя с искровым зажиганием. Внутри катализатора расположен пористый несущий материал — глиняний блок с сотовой структурой. На поверхности керамического блока нанесен промежный слой активаторов, а поверх него — каталитически активный слой из великодушных металлов (платины, палладия и родия). На нем-то и происходят химические реакции, при кот-ых ядовитые вещества отработавших газов — оксид углерода и оксиды азота — преобразуются в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и водяной пар. Уровень очистки отработавших газов в исправном нейтрализаторе достигает 98%. У большинства передовых автомобилей с нормами токсичности Евро-4 и Евро-5 каталитические нейтрализаторы располагают очень максимально близко к выпускным отверстиям двигателя и крепят шпильками через прокладку к головке блока цилиндров.

Каталитический нейтрализаторКаталитический нейтрализаторКаталитический нейтрализатор — очень жаркий сосед для всех элементов в подкапотном пространстве, и поэтому на него практически постоянно устанавливают защитные кожухи.

Каталитический нейтрализатор — весьма жаркий сосед для всех составляющих в подкапотном пространстве, и поэтому на него всегда устанавливают защитные кожухи.

Материалы по теме

Настолько тесное соседство массивного и горячего каталитического нейтрализатора с двигателем затрудняет сборку моторного отсека и приводит к повышению температуры в подкапотном пространстве. Но но несмотря на все вышесказанное прогрев активной зоны катколлектора после пуска двигателя случается быстрее. Ведь только прогретый катализатор способен эффективно чистить отработавшие газы.

Для правильной работы системы перед каталитическим блоком и незамедлительно за ним устанавливают кислородные датчики (лямбда-зонды). Стоящий до нейтрализатора датчик именуют управляющим, а установленный после — диагностическим.

Каталитический нейтрализатор производители считают надежным узлом и не предусматривают регламента по его замене. То есть срок службы катколлектора обязан быть равен сроку службы всего автомобиля. Тем не менее практика показала, что каталитические нейтрализаторы далеко не практически постоянно служат безупречно. Использование некачественного бензина, пропуски зажигания, льющие форсунки, бесконтрольное внедрение присадок к топливу — все это повреждает начинку нейтрализатора.

Вариантов развития мероприятий всего два:

  • оплавление сот с уменьшением сечения вплоть до полной непроходимости выпускного тракта;
  • выкрашивание маленьких частиц керамики и занос их обратными потоками в цилиндры, что приводит поршневую группу мотора в негодность.

Каталитический нейтрализатор, вышедший из строя, по-хорошему должен быть заменен свежим, но цена такого ремонта очень высока. Поэтому менее ответственные автовладельцы ставят вместо него пламягаситель. Это элемент, никоим образом не снижающий токсичность отработавших газов и требующий или перепрошивки блока управления двигателем, либо установки «обманки». Менее правильным, но и дорогим способом является установка ремонтного каталитического блока в ваш же корпус или вварка в трубопровод каталитического нейтрализатора в своем, новом корпусе.

Подмена данной детали также требует большого опыта, ведь это очень вежливая работа. Если вы уже делали подобное раньше, то знаете, что для этого надо иметь «твердые руки»: ведь неумелое обращение с нужным для ремонтных работ оборудованием может нанести вред автомобилю или другим деталям.

В комментах поделитесь, какова долговечность выхлопных систем ваших автомобилей. Рекорды и антирекорды долговечности. Как приходилось починять в дороге?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 35.85MB | MySQL:127 | 0,990sec