Самые зрелищные автогонки — рейтинг 

Всё в свое время начиналось с нуля. Но одни гоночные проекты умерли, а другие набрали мощь и вес — о самых-самых и пойдет речь.

Материалы по теме

Среди тысяч автогонок, проводимых во всем мире, с трудом наберется десяток, кот-ые без оговорок можно назвать великими и легендарными. Почему так мало? Ответ один: конкурентность! Тех, кто снискал признание и любовь еще на заре автомобилизма, невозможно спихнуть с пьедестала. А изобрести и продвинуть что-нибудь принципиально новое не выходит. Хотя такие попытки делаются.

Сравнительно молодые дисциплины автоспорта — скажем, дрифтинг или ралли-кросс — локально востребованы, но на общемировой уровень так и не вышли. И, за редким исключением, сердцами (и кошельками) болельщиков обладает классика — кольцевые гонки и ралли вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально.

Можно ли расставить самые знаменитые на планете гонки по степени важности и значимости? Наверное, да, только почему-то, по каким критериям. Количество экипажей на старте, проданных билетов или часов эфира — величины, сильно зависящие от маркетинговых обстоятельств, характера и длительности соревнований. Как сравнивать многодневный ралли-рейд и этап Формулы‑1? Они слишком различные. Но всё же попробуем.

1. «24 часа Ле-Мана»

24 Heures du Mans

В числе секретов жизнестойкости «24 часов Ле-Мана» — демократичный технический регламент и огромное количество классов машин.

В числе секретов жизнестойкости «24 часов Ле-Мана» — демократичный технический регламент и огромное количество классов машин.

Материалы по теме

Кто-то скажет — «Ле-Ман» сегодня не тот. ­Разумеется, всё поменялось, начиная с самих автомобилей и развиваемых ими скоростей. В 1923 году фавориты первого «Ле-Мана» Андре Лагаш и Рене Леонар на болиде Chenard-Walcker (Шенáр-Валькé) были проведены за сутки 2209,5 км. Результат действующих победителей, экипажа заводской команды Porsche, - 5233,5 км.

В некоторой степени и трагедии «Ле-Мана» указали на необходимость мер безопасности. Начинали-то без каркасов, вваренных в кузова машин, без шлемов, без несгораемых комбинезонов, магистрали толком не ограждались, а зрители сидели чуть ли не на дороге.

Ушла эра романтики, связанной с перепачканными маслом гонщиками и риском для жизни всех находящихся там. Сильно изменились правила. Но остались основные принципы и энергетика «Ле-Мана». Это как и раньше 24‑часовая гонка с пит-стопами и сменой пилотов, где на финише замеряют не время, а пройденную дистанцию. Первичная идея — выявить самый надежный и экономичный автомобиль — всё та же. Она привела к выходу в свет особой породы гоночных гибридов и целого чемпионата мира по гонкам на выносливость (endurance race).

Не так издавна был краткий период, когда гонка соревнование, подразумевающее одновременный старт группы нескольких (двух или более) участников и в Ле-Мане выпала из всех глобальных серий и осталась сама по себе. Это не отра­зилось ни на содержании перечня участников, ни на наполнении трибун! Под влиянием «Ле-Мана» родились и другие 24‑часовые гонки, но ни 1 из них и близко не подобралась по престижности к родоначальнице длинных гонок.

2. Гран-при Монако

Grand Prix de Monaco

На данном участке многое изменилось, но все равно с первого взгляда понятно, где непосредственно сделан этот исторический кадр.

На этом участке многое поменялось, но все равно с первого взгляда понятно, где именно сделан этот исторический кадр.

Это далеко не самый 1-ый «Большой приз» в истории автогонок, но определенно самый знаменитый.

Многие гонки, кот-ые родились как Гран-при в начале XX века, давно вымерли — вместе с магистралями, на которых их когда-то проводили. А эта — жива, причем трасса почти та же исключительно, видоизменился лишь набор поворотов после туннеля. Организатор извечный — Автомобильный клуб Монако. И призы на финише вручает, как и в 1929 году условная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала, адепт княжеской династии.

Большинство поворотов трассы в Монако абсолютно узнаваемы и поэтому стали своеобразной «визиткой» Формулы-1.

Большинство поворотов трассы в Монако полностью узнаваемы и потому стали своеобразной «визиткой» Формулы-1.

Название «Гран-при» издавна присвоила Формула‑1, и теперь любой этап этого чемпионата мира механически получает статус Гран-при -при (фр. Grand Prix; «большой приз») — главная награда на конкурсе или в соревновании — например, Индии или Азербай­джана.

Спроси пилотов, какой период им больше всего нравится, назовут бельгийский или японский. Но самым элитным считается Гран-при Монако, несмотря на множество недостатков: гонки тут нередко скучные, вместимость трибун рекордно малая, а цены на билеты — рекордно высочайшие.

3. Ралли Монте-Карло

Rallye Automobile Monte Carlo

То, что сегодня в ралли именуют скоростными или специальными участками, раньше именовали «дополнительными соревнованиями».

То, что сегодня в ралли именуют скоростными или специальными участками, раньше именовали «дополнительными соревнованиями».

Материалы по теме

Еще одно детище того же Автоклуба, при этом более древнее, чем Гран-при. Первое Ралли Монте-Карло прошло в 1911 году по правилам, кот-ые ныне никто не понял бы. Экипажи стартовали из одиннадцати разных точек Европы и кое-где там, поодиночке, преодолевали дистанцию 1020 км, чтобы собраться в кучку на крупнейшей площади. Но это действительно было первое ралли в мире!

Именно так появился второй и теперь уже главный смысл слова rally — первоначально под ним предполагалось «сборище, слёт». Сегодня ралли для многих — синоним слова «гонки».

Не принципиально, что до середины 1950‑х Ралли Монте-Карло было довольно заурядным событием без звезд первой величины. А на старт выходили автомобили марок Turcat-Mery (Тюркá-Мери), Amilcar (Амилькар) и Invicta (Инвикта). Но несмотря на все вышесказанное потом Ралли Монте-Карло собрало все сливки славы.

К основной гонке, чья классическая изюминка — зимние горные дороги, два­дцать лет назад добавился «прицеп» в облике гонки олдтаймеров. Она собирает по триста машин — намного больше, чем «военный» зачет.

4. Инди‑500

Indianapolis 500, Indy 500

«Молочная» традиция появилась в 1936 году, когда победитель гонки Луис Мейер запросил на финише кружку пахты. Пахта после этого трансформировалась в молоко.

«Молочная» традиция родилась в 1936 году, когда фаворит гонки Луис Мейер запросил на финише кружку пахты. Пахта после этого трансформировалась в молоко.

Одно из главных изобретений США — кольцевые гонки по округлой трассе. Впрочем, за пределы родины они толком и не вышли, наряду с бейсболом и тамошним «футболом». Постепенно есть везде, но бешеным спросом не пользуются, в отличие от «500 миль Индианаполиса». По другому здесь не наращивали бы постоянно трибуны снаружи 2,5‑мильного овала. Их вместительность дошла уже до 270 тысяч человек (плюс зона infield — изнутри трассы, где помещается еще сотня тысяч). И, надо признать, у Indy 500 исключительно большая гоночная аудитория в мире.

Гонка, впервые проведенная в 1911 году, отдала имя классу гоночных формул и чемпи­онату этих формул. С 1950 по 1960 год заходила в чемпионат мира Формулы‑1. Большие европейские марки рвались выиграть здесь с первых дней (Peugeot, Mercedes-Benz). Победителям на финише заместо шампанского вручают бутыли с молоком. А их имена навеки вписаны в ситуацию мирового автоспорта.

5. «Дакар»

Dakar Rally

В основе марафонских ралли-рейдов — езда по разным типам бездорожья с использованием навигационной электроники. Как-то иначе в пустынях ориентироваться очень сложно.

В основе марафонских ралли-рейдов — езда по различным типам бездорожья с внедрением навигационной электроники. Как-то иначе в пустынях ориентироваться слишком трудно.

В 1977 году французский мотогонщик Тьерри Сабин заблудился в пустыне в ходе ралли по маршруту Абиджан — Ницца. Чудом сохранился жив — лишь через трое суток его нашли аборигены. Считается, что непосредственно это приключение вдохновило Сабина на организацию марафона «Дакар» — затяжной гонки по пустыням с составляющими движения по азимуту и выживания в экстремальных условиях.

Старт первому рейду Париж — Дакар дали в 1978 году. Он не был самым протяженным в мире или сокращение МИР могут означать. От Абиджана до Ниццы, в конце концов, далее, чем от Парижа до Дакара. Но прижился именно вариант Сабина: две недели парилки, лишений и около 10 тысяч километров пути.

Из Африки в Америку «Дакар» переехал в следствии очередной трагедии, когда вооруженные аборигены убили шестерых французских туристов на земли Мавритании.

Из Африки в Америку «Дакар» переехал из-за очередной катастрофы, когда вооруженные аборигены убили шестерых французских туристов на земли Мавритании.

От названия давно отвалился Париж, а сама гонка переехала в Южную Америку — в целях защищенности. По крайней мере, экипажи перестали подрываться на минах и попадать в стрельбы и заложники — уже прогресс. Хотя и адреналина стало меньше.

В Африке — по старенькому маршруту и в эти же сроки, в первые недели января, - проводят новую гонку. Но вся глобальная гоночная элита выбирает «Дакар». Как и раньше, больше половины участников — гонщики-любители.

6. «Пайкс-Пик»

Pikes Peak International Hill Climb

Вначале вся дистанция «Пайкс-Пик» была с грунтовым покрытием. Постепенно его заменяли асфальтом, и это также способствовало установлению новых рекордов.

Изначально вся дистанция «Пайкс-Пик» была с грунтовым покрытием. Равномерно его заменяли асфальтом, и это тоже способствовало установлению новых рекордов.

1-ый в мире hill climb (скоростной подъем на холм) состоялся аж в 1897 году около Ниццы. Старейшая действующая трасса путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) для подъема на холм находится в Великобритании. А самый знаменитый подъем на холм — конечно, американский «Пайкс-Пик», основной отсчет с 1916 года. И он же самый высотный: старт — на отметке 2862 м, финиш — на отметке 4301 м.

Трассу эпизодически изменили, постепенно улучшая покрытие: грунт заменяли асфальтом. Но конфигурация принципно не менялась.

Выступать здесь может практически всё, что движется, при условии выполнения притязаний по безопасности. Суперболид Duster? Почему бы и нет!

Выступать здесь может фактически всё, что движется, при условии выполнения требований по безопасности. Суперболид Duster? Отчего бы и нет!

В сегодняшнем варианте на дистанции 19,99 км насчитывается 156 поворотов. Стартует тут всё, что может двигаться (от мотоциклов до седельных тягачей),- поделенное на 18 зачетов. Это очень по-американски. Но движутся сюда со всего мира — японцы, финны, австралийцы и французы. Сто боевых машин на старте — простое дело, и среди пилотов, как правило, пяток звезд мировой величины.

7. Гран-при Макао

Macau Grand Prix

Гонка в Макао является самой престижной в Мировом Туринге, и довольно часто здесь ориентируется победитель сезона.

Гонка в Макао считается самой престижной в Крупном Туринге, и довольно часто здесь определяется победитель сезона.

Вполне вероятно, главная гонка Азии, хотя сами азиаты не играют в ней первых ролей. Мимоходом это самое масштабное состязание на городской трассе — семь километров с осязаемым перепадом высот и заковыристыми поворотами. Ее проложили по улицам португальской колонии, получившей самостоятельность лишь только в 1999 году.

Оригинальный автомобиль первого победителя Гран-при Макао сберегается в музее.

Оригинальный автомобиль первого победителя Гран-при Макао сберегается в музее.

Победителями Гран-при Макао бывали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. А стартовало всё в 1954 году с гонки любителей на легковушках. Позже к Турингу добавился перемешанный формульный класс и мотогонки на супербайках. С 1983‑го и поныне проводят всепланетную элитную гонку Формулы‑3, а с 2005‑го — этап чемпионата мира WTCC. Всё это дополняется заездами районных гонщиков, огромной аудиторией и музеем Гран-при, где хранится редкий Triumph TR2 первого фаворита — португальца Эдуарду де Карвалью.

8. «Милле милья»

Mille Miglia, «Тыща миль»

В довоенные годы Милле Милья шла в гоночном режиме по простым дорогам, причем движение «посторонних» по ним не перекрывали, что приводило к множеству трагедий.

В довоенные годы Милле Милья шла в гоночном режиме по простым дорогам, причем движение «посторонних» по ним не перекрывали, что приводило к множеству трагедий.

В случае если сегодня кто-нибудь возжелал бы провести что-нибудь подобное, это обзовут «безграничным стрит-рейсингом» и запретят еще до старта. А в 1927 году всё прошло нормально: 77 экипажей на спортивных машинах промчались по простым дорогам от Брешии до Рима и обратно (около 1600 км, или 1000 миль). Дороги и в последующем не закрывали для движения прочего транспорта, потому гонка постепенно зарастала жертвами. И легендами тоже: в 1954 году, например, Ганс Германн на Porsche 550 Spyder пропархал под закрытым шлагбаумом перед носом скоростного поезда. Благодаря гонке «Милле милья» прославились итальянские марки Феррари, Maserati, Alfa Romeo, Lancia, да и Bugatti заодно. Тацио Нуволари, Рудольф Караччиола, Энцо Ferrari, Хуан Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс — все они здесь выступали. А красноватые таблички-указатели, придуманные еще в довоенные времена, стали вечным лейблом гонки.

Табличка-указатель направления маршрута, изготовленная яркой и заметной, стала фирменным логотипом гонки.

Табличка-указатель направления маршрута, изготовленная яркой и заметной, стала фирменным логотипом гонки.

Первым кушанье, приготовленная еда из нескольких ингредиентов, кто не разрешила это безобразие из-за очередной трагедии, унесшей несколько жизней, был Муссолини. В последствии войны гонка возродилась, но ее то переносили на закрытую трассу, то запрещали, то опять разрешали. В 1977‑м ее возродили в очередной раз — в формате спокойного ретроралли для машин, выпущенных не позднее 1957 года. Проходит до сего дня, заслужив неформальный титул самой изящной в мире дорожной гонки и почетный камень в умозрительной аллее гоночной популярности.

9. Гонка чемпионов

Race оf Champions

На сегодняшний день техника в ROC исключительно разная — от багги до суперкаров. А пилотов всё больше из Формулы-1 и всё меньше из ралли.

На нынешний день техника в ROC самая разная — от багги до суперкаров. А пилотов всё не много более из Формулы-1 и всё меньше из ралли.

ROC — самая юная из гонок, которые возможно отнести к числу великих. Придумала ее раллистка Мишель Мутон — в память о погибшем раллисте Хенри Тойвонене, а на 1-ый старт в 1988 году пригласили восемь раллийных чемпионов мира. Конечно, на раллийных автомобилях — резких, быстрых и шумных.

Суть: парные гонки по параллельным дорожкам на недлинной замкнутой трассе, проигравший выбывает. Первая гонка ROC прошла около Парижа, и в финале Юха Канккунен одолел Тимо Салонена. Сражение суперзвезд имело колоссальный фуррор, и гонка стала ежегодной. Долгое время (1992–2003) она гостила на полуострове Гран-Канария, логично и красиво закрывая сезон чемпионата мира по ралли.

В Гонке чемпионов поначалу участвовали только раллисты и только на раллийных автомобилях. Многие считают, что именно такой она и должна была остаться.

В Гонке чемпионов поначалу участвовали только раллисты и только на раллийных автомобилях. Многие считают, что именно такой она и должна была остаться.

Материалы по теме

20

После этого организаторы решили уйти от гравия и солнца под крыши стадионов в городах: Париж, Лондон, Пекин, Бангкок, Дюссельдорф. И заодно — от чисто раллийного стиля: на старт нынче приглашают звезд из самых разных дисциплин. Равномерно исчезли раллийные автомобили, да и раллисты тоже. На недавнем розыгрыше ROC‑2017 в Майами практически половина пилотов представляли Формулу‑1, в том числе три экс-чемпиона — Алонсо, Баттон и Феттель. Невозможно сказать, что стало хуже, просто сместился общий акцент — с самой гонки в сторону шоу. В всяком случае это одно из самых заметных событий гоночного года.

10. Это пространство вакантно

Могло ли его занять что-нибудь советское или российское? После 1917 года, наверное, нет. Старейшей гонкой на территории бывшего СССР является рязанский автокросс «Денек Победы», проводимый с 1964-го. Но с годами он захирел и давно не собирает по 400 участников, как в наилучшие времена. Самый глобальный и международный из действующих российских проектов — ралли-рейд «Шелковый дорога». Для попадания в мировой топ‑10 он слишком молод. А Гран-при России Формулы‑1 — просто еще один из множества аналогов.

Изобрести что-то грандиозное в автоспорте уже невозможно? Всё уже придумано до нас? Не исключено. Но абсолютно реально сделать что-то ярче и интереснее, чем было раньше. Так как многие великие гонки родились именно так.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 36.47MB | MySQL:154 | 1,357sec