Российский автоспорт — перспективы 

Мы уже лет 30 беседуем о том, что российский автоспорт растет и развивается. Но уже продолжительное время он остается на определенном уровне. О том, что же пошло не так, мы попросили рассказать Игоря Ермилина, владельца промоутерской фирмы «АСПАС», председателя оргкомитета Russian Endurance Challenge (REC).

В последние годы в российском автоспорте категория технических видов спорта, в которых люди соревнуются в скорости прохождения трассы на стали появляться любительские серии, в первую очередь за счет интереса частных лиц. К примеру, Porsche Sport Challenge Russia, которым занимался Олег Кесельман, когда московский клуб Porsche был только для собственных. Потом его деятельность стала привлекать внимание, частная инициатива стала масштабироваться. В итоге ее заметило представительство компании Porsche, и началась поддержка этой инициативы с их стороны.

Времени жалко

Любительские серии, в которых люди приходят и уходят, немножко надоедают. Приезжаешь на день-три, но при этом незапятнанное время присутствия на трассе ничтожно. Даже если рассматривать участие в рамках Чемпионата страны, то это время составляет в среднем 1 час 20 мин: 20 минут тренировка, 20 минут вторая тренировка, дальше максимум 2 гонки по 20 минут. Для этого необходимо: привезти команду, технику.

Что-бы провести в рамках Чемпионата страны свои 1 час 20 минут на автодроме, нужно привезти целую команду с техниками и дорогостоящим оборудованием

Что-бы провести в рамках Чемпионата страны свои 1 час 20 минут на автодроме, нужно привезти целую команду с техниками и дорогостоящим оборудованием

В данной перспективе более интересны многочасовые гонки, потому что одна гонка, которая проходит целый день, дает возможность проводить на магистрали в общей сложности 7 часов. Также в них интереснее и сама активность пилотов. В обычной гонке нужно успеть разогреться за 15 — 20 минут. Тут же нужно выстроить долгосрочный план, устать, получить удовольствие от усталости — это, на мой взгляд, вызывает больший интерес со стороны команд-участников и зрителей.

Материалы по теме

Концепция, какую мы предлагаем сегодня в рамках гонок на выносливость — любой автомобиль, отвечающий требованиям безопасности, может стартовать в 4 часовой гонке — выделяет возможность всем попробовать свои силы. Несколько человек пришли для участия в этой гонке из Кубка Porsche, РСКГ, Max Power, Кубок Мазда MX5, пришли даже из Клуба Lotus. Кстати, последние специально для этих гонок разработали русскую версию Lotus Super 7. Автомат вышла очень интересная, доставляющая удовольствие, к тому же не очень дорогая и энерговооруженная.

Пошли по синусоиде

Между тем, автоспорт развивается по синусоиде и по собственной природе, как много других развлекательных вещей, является вторичным рынком. Первичным остается реальный сектор экономики. И если экономика развивается удачно, с точки зрения бизнеса и доходов, то и автоспорт получает свою долю пирога и начинает развиваться. В случае возникновения проблем с экономикой, мучается вторичный рынок финансирования − весь развлекательный сегмент, негосударственный спорт, особенно требующий спонсоров. Следовательно, это очень серьезно отражается на автоспорте − он или развивается, либо, в момент кризиса, начинает стагнировать. Это вполне естественные процессы, так как данный вид спорта весьма затратный. Соответственно, нам всегда надо откуда-то привлекать средства и компенсировать издержки. Это зависимость практически прямая, с легким запаздыванием по инерции. Это один из основных факторов.

По итогам 2014 года Даниил Квят получил приз FIA «Наилучший новичок сезона»

По итогам 2014 года условная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала Даниил Квят получил приз FIA «Лучший новичок сезона»

Другим важным элементом считается привлекательность для зрителя. Например, если говорить об аудитории Формулы-1, то она давно стабилизировалась. Некий всплеск был, когда пришел Виталий Петров (в пределах 15% прироста), после его ухода все вернулось на прежнее место. Позже Даниил Квят немного добавил интереса, но у него сложная ситуация, связанная со сменами команд. Если бы он начал регулярно приезжать на подиумы и побеждать, то интерес вновь бы вырос, думаю, до уровня Виталия, но не не много более. Это если говорить о самых высоких чемпионатах.

Жажда зрелищ

Сегодня в стране есть ряд специализированных программ, к примеру, SMP Racing и G-Drive, кот-ые принимают участие в чемпионате мира гонок на выносливость, но они более ориентированы сами на себя, несмотря на выдающиеся достижения. В итоге получается, что они обширно известны в узком кругу, другими словами среди тех, кто когда-то занимался, интересовался автоспортом, знают этих людей или которые гоняются в данный момент. Дальше уже никто ничего не знает, информация ограничена. То есть она не такая, какая должна быть с моей точки зрения. Национальные состязания имеют свои аудиторию, думаю, 1–3 тысячи человек.

Russian Endurance Challenge 2016Russian Endurance Challenge 2016Russian Endurance Challenge 2016

Russian Endurance Challenge 2016

На Moscow Raceway случается большое количество событий. На все другие гоночные серии, кроме Формулы-1, придет от 300 до 1000 человек. Отчасти это связано с тем, что промоутеры не крепко уделяют им внимание. Хотя это реально сложная задача. Мы прикидывали: чтобы привлечь одного зрителя при стоимости билета 300–500 руб., нужно израсходовать 1500 руб. То есть это немного нецелесообразно.

Онлайн ближе

При этом существует другая тенденция. Большое количество зрителей и любителей автоспорта в Рф рассуждают примерно так: «Зачем мне час ехать на трассу, если я могу все в интернете посмотреть, еще и в реальном времени?». Причем этот тренд не лишь только у нас распространен, даже в Формуле-1 по результатам рейтингов последней квалификации около трети аудитории ушли в онлайн-просмотр. Сегодня это общая проблема автоспорта и множества других спортивных мероприятий, даже таких массовых как хоккей или футбол. Несмотря на то что интерес к ним культивировался и поддерживался десятилетиями.

Соперничество разных классов машин на одном кольце добавляет зрелищности гонкам

Соревнование разных классов машин на одном кольце добавляет зрелищности гонкам

Есть еще один момент, который мы, кажется, уловили в рамках REC. Не так давно я разговаривал с исполнительным продюсером канала «Матч ТВ». Он сказал, что интерес вызывают лишь гонки на выносливость. Для понимания: такие классические виды спорта, как война и бокс, сегодня зрителей не привлекают. Сейчас интересны смешанные единоборства, когда кикбоксер выходит против дзюдоиста. То же самое и в автоспорте, в частности, в гонках на выносливость, когда на стартовой решетке оказываются «копейка» и Lamborghini Gallardo GT3.

Что наблюдают

Такая же история со смешанным классом, к которому относятся гонки на выносливость, где главная задача участников — доехать до финиша, продержаться 4 часа. Потому у этой серии имеется большой потенциал именно в этом направлении. Спорт как таковой сейчас вообще никому не интересен. То есть спортивные достижение как таковые — секунды, за кот-ые спортсмен пробежал дистанцию — никому не интересны. Вот если добавить в соревнование препятствия, динамичную картинку, тогда возникает интерес.

Материалы по теме

То же самое и в автоспорте. С каким временем, с какой скоростью движутся гонщики — не важно. Главное, что есть интрига, борьба. Участники серии проехали гонку соревнование, подразумевающее одновременный старт группы нескольких (двух или более) участников и в Москве и гонку в Сочи. После один из участников делился эмоциями: «Трасса короче в 1,5 раза по сравнению с Сочи, большее количество участников, на каждом кругу два-три обгона. А в Сочи выехал — еду один, думаю, сколько я буду двигаться один?».

В 2016 году в REC на Moscow Raceway участвовало 25 машин, в следующем году мы планируем увидеть на трассе 35–40. И это уже будет постоянна война. Причем уже сейчас участники покупают новые машины русская фамилия, готовят Audi R8 по другим требованиям, в конкуренцию к Lamborghini, и Porsche покупают десяток машин для собственной серии, часть которых поедет к нам на гонку. То есть появляется большая группа новых участников, которым интересно именно это разнообразие, аналогичное с ММА. При этом их не очень смущает, что в классе, в котором они едут, пока два-три участника. Они понимают, что борются и участвуют со всеми.

В 2016 году в REC на Moscow Raceway приняло участие 25 машин, в следующем году их ожидается уже до сорока

В 2016 году в REC на Moscow Raceway участвовало 25 машин, в следующем году их предполагается уже до сорока

Также приятно осознавать, что данная серия стала интересна в части поддержки со стороны ведущих мировых брендов. В частности, на сериях 2016 года использовалось монотопливо Elf Race 102.

Текстом, у гонок на выносливость очень хорошие перспективы. Сейчас мы планируем программу минимум (три гонки на следующий сезон) и программу максимум (семь гонок). При этом народ хочет семь, потому что это оправдано с точки зрения первичных затрат. Когда ты покупаешь дорогую машину, лучше картина выходит на семи этапах, чем на трех. И с точки зрения принятия решения покупки чего-то более ценного, дорогого и надежного, семь этапов — менее выгодная предпосылка, чем три.

Фото: АСПАС, Мария Мельникова и Сергей Канатьев

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 36.22MB | MySQL:167 | 2,014sec