прогресс и автомобили 

Что пропало из автомобилей на наших глазах и что готово исчезнуть буквально завтра?

Сегодня тяжело представить себе телевизор в виде ящика массой 60 кило — с барабанным переключателем каналов, вращающимися регуляторами на фронтальной (а то и на задней!) панели и единственным гнездом для подключения наушников где-то на задней стене. Между тем полвека назад все это было в порядке вещей — вспомните хотя бы «Рубин-714» эры семидесятых. Сегодня же канули в Лету и полированные деревянные корпуса, и ламповый кинескоп — а органы управления все вместе переехали в ИК-пульт.

А чего лишились буквально на наших глазах авто? И какие элементы готовы исчезнуть хоть завтра? Давайте припоминать…

Материалы по теме

Стекла фар

Треснуло стекло у фары…

Так говорят до сих пор. Хотя на самом деле колпаки фар издавна стали делать из специальной пластмассы — поликарбоната. Материал легкий, долговечный, но не очень любит ультрафиолетовые лучи. «Левые» лампы накаливания без ультрафиолетовых фильтров стремительно делают колпаки непрозрачными. Твердость такого материала все-таки ниже, чем у стекла, и потому колпаки фар мутнеют со временем, и тем быстрее, чем чаще вы протираете поверхность сухой тряпкой. Последняя российская машина со стеклянными фарами — легендарная Lada 4х4.

Как отличить стекло от поликарбоната? Да просто. Поликарбонатные «стекла» практически всегда лишены какого-либо рисунка, они не несут функций формирования пучка света, не считаются рассеивателем.

Спальные места

Помните, за что любили Волгу ГАЗ-21? В длинноватом списке была полноценная кровать, которая получалась при раскладывании сидений в спальное пространство. Да и другие автомобили позволяли организовать вполне сносное лежбище. У автомашин Волжского автозавода последними автомобилями среди классики, пригодными для ночлега, были ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106. «Семерка» с ее высочайшими спинками выспаться уже не позволяла. У Москвичей последней моделью с полностью опускающимися спинками фронтальных сидений была 2140. Сейчас полноценная тахта получается или в наибольших минивэнах, или в автомобилях с кузовом универсал, но без использования передних сидений.

Телескопическая антенна

Припоминайте, как при включении радиоприемника антенна устройство, предназначенное для излучения или приёма радиоволн эффектно выползала сама из крыла иностранных автомобилей, появившихся в России в начале девяностых? Хотя выдвижные телескопические антенны были и на российских автомобилях. И на Волгах, Москвичах и Жигулях. Да, собственно, другого способа сделать связь с эфиром тогда и не было. В восьмидесятых стали появляться энергичные антенны, крепящиеся к зеркалу заднего вида, и это стало началом конца «телескопов». А у «японок» антенна почаще всего выглядела как тонкая сталистая проволока, выползающая из стойки стекла. Позже мир захлестнули штыревые антенны, которые снимались только при заезде в автоматическую мойку. В данный момент антенны стали «невыступающими» — вмонтированными либо в стекло, или в «плавничок» на крыше.

Кассетные автомагнитолы

Музыка не из эфира, не из радиоприемника, а та, какую можно слушать, взяв в дорогу с собой, стала возможной лишь только после появления компакт-кассеты. До этого были варианты с подобием граммофонной пластинки, но они применялись очень редко. А компакт-кассета, верно прослужив не одному поколению автолюбителей, стала очень быстро сдавать позиции на рубеже веков, пока не превратилась в раритет.

Кривой стартер

Термин, уже незнакомый целому поколению автомобилистов.

А так как это устройство, представляющее собой коленчатую рукоятку для пуска двигателя автомашины вручную, применялось на ВАЗах эпохи до 2105, Москвичах, вплоть до модели 2140, Волгах до возникновения шестнадцатиклапанного двигателя.

Более ранние модели и подавно многие не припоминают.

Трамблер

Устройство, по науке называемое прерыватель-распределитель зажигания.

В довпрысковую эру решал задачу образования всплеска тока, достаточного для пробоя искрового зазора на свече зажигания. Всплеск этот должен был происходить в нужный момент в зависимости от оборотов и нагрузки на движок, а также коммутироваться на нужный цилиндр.

Этот узел в докомпьютерные времена применял один раз и навсегда заложенный алгоритм работы, который реализовывался с поддержкой центробежного регулятора и вакуумного корректора.

Ветровички

Многие молодые шоферы, приклеивая на рамки дверей дефлекторы, уже и не помнят, что устройства аналогичного предназначения использовались автопроизводителями еще с тех пор, как автомобиль обзавелся полностью закрытым кузовом. Поворотные «треугольнички» с легкостью управляли воздухопотоками, организуя круговой поток воздуха по всей кабине. Впрочем голое стекло вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — оказалось куда технологичнее, да и герметичнее…

Карбюратор

Прибор для приготовления горючей смеси из бензина и воздуха.

Применявшееся со времен первых автомашин к началу нового тысячелетия, оно не исчерпало своих возможностей по обеспечению подабающей мощности и приемистости двигателя, но категорически не могло конкурировать с системами впрыска горючего по токсичности отработавших газов.

Материалы по теме

И все?

Да нет, конечно же. На наших глазах лампы накаливания сдают позиции светодиодам, ключи и замки зажигания заменяются бесконтактными слотами, ручной механический тормоз бесповоротно превращается в электромеханический, управляемый кнопкой — к огорчению дрифтеров. Зеркало заменяется камерой, CD-проигрыватель стыдливо исчезает как класс, да и mp3-плеер с флешкой тоже имеет возможность исчезнуть благодаря смартфонам, подключаемым к бортовой системе, облачным технологиям и доступу в Сеть.

Ручные стеклоподъемники очевидно доживают последние деньки, то же относится к коробкам передач с ручным переключением. Запасное колесо уходит в ситуацию — вместо него появляются докатки и ремкомплекты. Механические кнопочки и переключатели уступают пространство всевозможным тачскринам, а то и вовсе голосовому управлению или управлению жестами. Композиции приборов с механическими стрелочками заменяется на head-up дисплеи. А еще можно припомнить колпаки колес, визуальную проверку уровня жидкостей и многое другое.

Всех, кто желает пополнить наш список — милости просим! Кстати, если ё-мобили так придут, то быстренько исчезнут глушители, коробки передач, привычные АЗС…

Любопытно, долго ли продержатся колеса?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 35.81MB | MySQL:166 | 2,084sec