Правила автогонок — нелепые и странные 

При внимательном рассмотрении в гонках возможно увидеть немало удивительного.

Клетчатый флаг — давно уже бесполезная предмет, но заботливо сохраняется как стародавняя традиция и элемент шоу.

Клетчатый флаг — издавна уже бесполезная вещь, но заботливо сохраняется как стародавняя традиция и элемент шоу.

Материалы по теме

Правила всевозможных гонок менялись часто и всегда — с момента возникновения этих состязаний. К большинству правил все привыкают и не обращают внимания на некоторую их надуманность или архаичность. Никто уже не припоминает, когда придумали клетчатый флаг на финише и почему он именно клетчатый, — а размахивают им с тем же усердием, что и сто лет обратно. Но есть и другие чудесные примеры.

Счастливая собака

Это правило изобретено в американских овальных гонках в незапамятные времена, на сленге именуется Lucky Dog. В режиме желтоватых флагов, когда колонна машин следует за автомобилем безопасности, пилоты, отстающие на круг или менее, могут обогнать сейфти-кар, пристроиться, если успеют, в хвост колонны и отыграть этим образом один круг отставания от лидеров. Долгое время «удачную собаку» применяли только в США, но постепенно взяли на вооружение и в Европе.

Со спортивной точки зрения — полностью бесчестно. Но очень многие правила в автоспорте изобретены для повышения зрелищности. А в данном смысле «собака» ценна тем, что отстающие (и их болельщики!) получают надежду на менее благоприятный финиш — чаще эфемерную, ведь медленные машины и пилоты всё точно также отстанут от быстрых.

По-честному ­отыграть круг отставания в кольцевых гонках нереально —
даже там, где круг составляет всего милю. Поэтому и выдумали правило Lucky Dog.

По-честному ­отыграть круг отставания в кольцевых гонках нереально —
даже там, где круг составляет всего милю. Поэтому и выдумали правило Lucky Dog.

Штраф за опережение

Пункты контроля времени (КВ) присутствовали в ралли с момента его изобретения. Экипажи, шедшие по дистанции, обязаны получать в данных пунктах судейские отметки — точно в назначенный срок, ни минутой ранее или позже, иначе штраф. Это принципиально для «соревнований на регулярность движения», и сначало суммой дорожных штрафов все результаты и определялись.

Но за сто с лишним лет ралли крепко изменилось. «Регулярности» осталось мало, во главе угла теперь — суммарное время прохождения замкнутых скоростных участков. В больших гонках штрафы, полученные на пунктах КВ, на итоговые итоги влияют крайне слабо. Тем не менее в регламенте чемпионата мира по ралли доныне прописано: штраф 10 секунд за каждую минуту опоздания. Опережение по старинной традиции карают строже — минутой за каждую минуту. В чем смысл?! Запоздать на КВ можно из-за поломки или застряв в снегу, но отметиться раньше срока при передовых средствах коммуникации — это надо сильно постараться.

Материалы по теме

00-Dakar_zr-03_16

Взаимовыручка

Ралли-рейд «Дакар» и подобные марафоны — компромиссные мероприятия со множеством странностей. Одна из них — ограничения скорости на высокоскоростных участках (в частности, на «Дакаре» — 140 км/ч для грузовиков). Это объясняется заботой о защищенности (кстати, «мелкие» участники бьются гораздо чаще «крупных», но у них подобного ограничения нет). Правило, запрещающее принимать помощь посторонних («услуги неаккредитованных лиц») при каких-то сервисных работах, тоже вполне закономерно. При этом посильная помощь со стороны других экипажей и команд всемерно одобряется, так как взаимовыручка — важная часть духа «Дакара».

С годами, однако, это привело к тому, что немалые команды, рассчитывающие на серьезные результаты, заявляют технички как боевые экипажи. Часть зачета грузовиков — как раз эти «участники», груженные тоннами запчастей и ремонтного оборудования на все случаи жизни. И правила соблюдены!

В случае если что-то сломалось на ралли-рейде, чини сам или жди помощи «аккредитованных лиц». Зрителям не разрешается даже колесо поднести — за это могут наказать.

Если что-то сломалось на ралли-рейде, чини сам или жди поддержки «аккредитованных лиц». Зрителям не позволяется даже колесо поднести — за это могут наказать.

Доски и титан

Материалы по теме

Формула1 — точно мировой лидер по части генерации радикальных решений. Требование прикреплять к днищу машины «контрольную планку» сантиметровой толщины, изготовленную из упрессованной древесины, родилось в ходе борьбы с растущими скоростями. Чтобы их понизить, ввели норматив дорожного просвета: не менее 100 мм. Попутно не разрешили электронные формы «активной подвески», которая умеет регулировать просвет в ходе перемещения. Для контроля просвета установили доску — если ее износ на финише составит менее 10%, пилота ждет наказание. Что и произошло с Михаэлем Шумахером на Гран-при Бельгии в 1994 году.

Болид с доской — само по для себя забавно, но два года назад повелели применять еще и элементы крепления из титановых сплавов, устанавливаемые заподлицо с поверхностью доски. Так что при касании асфальта днищем сейчас летят не опилки, а брызги искр! Искры — хорошо для шоу, но благодаря применению титана… прекратили истираться доски. Тем не менее 10% износа по-прежнему оговорены регламентом, и данный параметр проверяют.

Доска под днищем болида была надежным «датчиком» на протяжении 20 лет. С внедрением титанового крепежа ее предназначение стало непонятно.

Доска под днищем болида была надежным «датчиком» на протяжении 20 лет. С внедрением титанового крепежа ее предназначение стало непонятно.

Неполный запрет

Бой за фиксированный дорожный просвет в Формуле 1 не завершено. После запрета электроники, влияющей на работу шасси, команды стали находить другие способы. Это завершилось внедрением схемы, получившей название FRIC (front and rear-interconnected), - гидравлические составляющие передней и задней подвесок взаимодействуют друг с другом и «оптимизируют» путевой просвет в процессе движения. Аэродинамика улучшается, когда передняя часть днища поближе к асфальту, чем задняя, и конструкторы это использовали.

В 2014 году подобный единение «переда с задом» запретили, но почему-то забыли про возможность взаимопонимания меж левым бортом и правым. Чем и воспользовался Mercedes при создании чемпионских машин. Интересно, что работой гидравлики опять управляет электроника, давая команды подвеске стать нежнее или жестче, в зависимости от крутизны поворота. И система опять-таки умеет оказывать влияние на дорожный просвет.

Высекание искр на неровностях трассы сразу же всем полюбилось. Любопытно, что инициатива использовать титановый крепеж для досок исходила от команд.

Высекание искр на неровностях магистрали сразу же всем полюбилось. Интересно, что инициатива использовать титановый крепеж для досок пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины исходила от команд.

8, лишняя

Еще одно загадочное правило правило в зависимости от ударения и контекста может обозначать следующее: Правило — требование Формулы‑1 — запрет на перемена передаточных отношений в коробке передач. В ходе всего сезона (20 гонок на различных по характеру трассах) можно лишь один (!) раз привнести коррективы в набор шестерен. Запрет не связан с экономией средств, потому что и без того действует ограничение на количество всех компонентов силового агрегата (по 4-е на весь сезон). Экономить время форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения механиков тоже нет нужды — коробочки собирают на фабрике, а не в ходе Гран-при.

Видимый смысл запрета — сделать командам трудности, выражаемые в том, что половина трасс, как ни крути, будет «неудобна» для трансмиссий. Кто-то получит кое-какой перевес на медленных трассах, но лишь ценой потерь скорости на стремительных, и наоборот. В результате коробку настраивают так, что высшая, восьмая передача задействована только несколько раз в году — там, где прямые участки наиболее длинные. При этом сокращать количество передач нельзя: регламент предписывает «не меньше восьми».

Абсолютная переборка коробки передач болида Формулы 1 большой проблемой не считается и занимает меньше часа.

Полная переборка коробки передач болида Формулы 1 большой задачей не является и занимает меньше часа.

Торжество инноваций

Главная особенность «электронного» чемпионата Формулы-Е: на пит-стопе в середине не такой уж долгой 50‑минутной гонки все пилоты пересаживаются на вспомогательные автомобили — с полностью заряженной батареей. Это по-своему прикольно и не вызывало бы недоумения, в случае если бы Формула-Е не провозглашала превосходство транспортных средств с инновационными технологиями над классическими «засорителями» окружающей среды.

На деле публика видит, что электрические болиды безбедны только на сверхмалых дистанциях. А ведь организаторам чемпионата ничто не не дает проводить вместо одного длинного заезда два коротких. С точки зрения шоу это также выгодный вариант.

В современном ралли по-прежнему работают дремучие правила «выполнения нормативов времени» на нескоростных, дорожных участках.

В современном ралли как и раньше работают дремучие правила «выполнения нормативов времени» на нескоростных, дорожных участках.

Материалы по теме

Обгоны с залогом

Систему DRS (Drag Reduction System, система уменьшения сопротивления воздуха) выдумали для упрощения обгонов. И хотя применяют ее давно и во многих гонках, регулируемое заднее антикрыло остается предметом споров. Обгоны, облегченные нажатием кнопки, да еще совершаемые только в специально выделенных зонах, смотрятся слишком неестественно. И, собственно говоря, не делают особой чести пилотам.

Да, заезды увлекательнее, когда обгонов много. Но ведь есть более изящные методы организации ожесточенной борьбы. Достаточно обязать каждого пилота в ходе гонки упустить вперед, скажем, трех соперников из числа отстающих. В какой момент это сделать и кого именно пропускать — пусть решает сам. Чем это хуже DRS или функции boost (увеличение мощности мотора на несколько секунд)? В ралли-кроссе, например, применяют «джокер» — в ходе заезда любой пилот должен один раз пройти дополнительную петлю-поворот. Кстати, Берни Экклстоун предлагал что-то подобное для Формулы 1, но его не поняли.

Лицемерная экология

Недавний переход Формулы 1 на гибридные технологии и турбомоторы 1.6 — дань моде на экологию. Лимитирование расхода топлива сотней килограммов на гонку, принятое тогда же, абсолютно выполнимо и, главное, доступно для понимания аудитории. (Хотя 33 л/100 км было бы еще нагляднее: ей-богу, Формула Математическая формула Формула в Microsoft Excel Химическая формула Эпическая формула Физическая‑1 не исключительно подходящая арена для демонстрации экономичности даунсайзинговых гибридов!) Но к чему понадобилось еще и ограничение в 100 кг/ч c жестким контролем мгновенного расхода? Усложнение из-за усложнения?

Если нас по-честному беспокоит экология и мы за нее горой, следует держать под контролем совсем другой параметр — состав выхлопных газов! И поднимать вопрос утилизации батарей. Но подобной ерундой в Формуле 1 не занимаются.

Замена шин необходима, по сути, лишь в гонках на выносливость. Там, где гонка идет не подольше двух часов, пит-стопы — элемент шоу.

Замена шин необходима, по сути, только в гонках на выносливость. Там, где гонка идет не дольше двух часов, пит-стопы — элемент шоу.

О изворотливых болтах

Материалы по теме

00

Список странных правил, вредных для спорта и нужных для шоу, легко продолжить. В мировом ралли, например, изобрели правило, позволившее сошедшим с дистанции экипажам продолжать борьбу (менее девяноста лет это считалось недопустимым). В Формуле‑1 бытовал запрет на командную стратегию — своего рода акция против доминирования Ferrari. В чемпионате DTM создают обязательную смену шин, хотя комплект прекрасно выдерживает всю гонку соревнование, подразумевающее одновременный старт группы нескольких (двух или более) участников и.

Автоспорт — трудный организм. Любое новое правило побуждает участников к поиску методов обхода этого правила или хотя бы снижения потерь. Да-да, на любой хитрый болт найдется гайка. Во многих случаях такую «гайку» находят, а поэтому на свет вскоре рождается новое правило-препятствие. И так до бесконечности, что мы с удовольствием и смотрим.

А насчет клетчатого флага — доподлинно не известно, кто его придумал. По одной из версий — америкосы, проводившие в начале прошлого века гонки на ипподромах. Дескать, подобной флаг лучше видно в клубах пыли, чем однотонный. Пыли уже нет, а флаги продолжают применять во всем мире, дублируя их сигналы светодиодными устройствами.

Фото: из архива создателя

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 35.83MB | MySQL:128 | 1,022sec