определяем по звуку 

Обучаемся определять виновника постороннего шума двигателя по характеру звука физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических.

Материалы по теме

Диагностика мотора на слух — целое искусство. Владеют этим даром только опытные и профессиональные автомобильные доктора. В одном сервисе имеют все шансы ошибиться в диагнозе из-за недостатка опыта, а в другом намеренно напрявяться на обман, дабы развести клиента на капитальный ремонт.

При любом стороннем шуме мотора (особенно при стуке или грохоте) необходима вдумчивая диагностика. Впрочем у самых распространенных звуков есть свои закономерные причины, осознать которые под силу и рядовому автовладельцу. Это поможет примерно оценить издержки и уберечься от обмана в сервисе.

Увы, диагностика на слух по большей части применима к бензиновым агрегатам. В следствии естественной шумности работы услышать и идентифицировать посторонние звуки у дизелей очень сложно.

Привод навесного оборудования

Классический свистящий звук изношенного подвесного ремня не так уж прост. Сильнее он проявляется при работе холодного мотора в зимний момент, до момента его прогрева. Однако часто характер шума иной — вероятен гул или металлические звуки. И круг подозреваемых значительно расширяется: от уставших роликов до диструкции одного из шкивов (из-за чего он периодически касается крышки мотора) или подклинивания прижимающего диска муфты компрессора кондиционера.

Материалы по теме

Водяной насос системы охлаждения двигателя

Вычислить, ремень ли это свистит, очень просто. Довольно побрызгать на него «вэдэшкой» или аналогичной универсальной смазкой во время работы мотора. В случае если посторонний шум пропал полностью или значительно стих, с его источником всё ясно. Ремню угрожает не только естественный износ в виде трещин — он еще и неизбежно дубеет. При прогреве мотора упругость ремня частично восстанавливается, поэтому посвистывания сходят на нет. В возникновении железных звуков иногда виноваты мелкие камешки, попадающие в ручейки ремня и контактирующие со шкивами.

Исправность роликов в большинстве случаев возможно проверить, сняв ремень и оценив их люфт. Гораздо реже приходится использовать стетоскоп. Иногда подшипники роликов гудят или рокочут без заметного свободного хода.

До инфаркта могут довести владельца водяной насос или генератор. При износе подшипников они шумят так, будто в металлическом ведре болтаются стальные шарики. При этом не практически постоянно их шкивы имеют ощутимый люфт, а «помпа» — еще и видимую бежать. Без стетоскопа предварительно выявить этих виновников можно простым способом: надо снять навесной ремень и пустить мотор. Такая краткосрочная проверка не опасна для двигателя. Разумеется, описанный прием применим только к моторам с цепным приводом ГРМ, когда водяной насос приводится в перемещение навесным ремнем. В противном случае таким способом «помпу» не проверишь.

Привод ГРМ

Гром в первые секунды после пуска холодного мотора, как будто встряхнули ведро с болтами, говорит о том, что повинет или натяжитель цепи ГРМ, или изношенная муфта механизма изменения фаз газораспределения. Подобной характерный звук сложно с чем-то спутать.

Материалы по теме

В фазовращателях со временем разрушает внутренние элементы, и они грохочут, пока полости не заполнятся маслом.

Кроме естественного износа проблемы с натяжителем цепи ГРМ могут быть связаны с его системой. Натяжитель работает благодаря подаче масла под давлением, при этом у множества натяжителей не предусмотрен запорный клапан. По этой причине после остановки мотора масло в ряде случаев беспрепятственно стекает из корпуса и цепь провисает. В последствии пуска мотора нужно некоторое время, чтобы восстановить рабочее нажим жидкости в натяжителе.

Если цепь растянулась, она шумит постоянно. При данном возникает рассогласование фаз, что оборачивается более жесткой работой мотора — вплоть до того, что бензиновый агрегат имеет возможность звучать как дизель. Важно понимать, что уже при небольшом растяжении цепи, еще до возникновения легкого постукивания, современные моторы начинают терять в динамике и неустойчиво заводятся при холодных пусках.

Клапанный механизм

Неправильные зазоры в клапанном механизме вызывают четкий4 звонкий стук. Его частота увеличивается с ростом оборотов мотора. Жар двигателя на характер звука не влияет.

Практически идентичный стук издают изношенные гидрокомпенсаторы. Впрочем для некоторых двигателей шум в первые секунды после холодного пуска — обычное явление: требуется некоторое время на заполнение их маслом. Постоянный же стук говорит о выходе из строя гидротолкателей: внутренние клапаны перестают сдерживать масло, давление внутри компенсатора падает и увеличивается зазор в клапанном механизме — это и вызывает стук.

Длительность жизни компенсаторов напрямую зависит от чистоты масла (читай: от интервалов подмены) и его давления.

Цилиндропоршневая группа

Стук цилиндропоршневой группы связан с излишними зазорами, появляющимися вследствие износа деталей. Он напоминает звук, образующийся из-за гидрокомпенсаторов или клапанов, только более глухой. В зависимости от величины промежутков стук поршней может быть постоянным или пропадать после прогрева мотора.

Материалы по теме

Кратковременный стук, который многие автовладельцы порой даже не слышат, нередко возникает из-за локального перегрева цилиндров и поршней. С современными моторами это имеет возможность произойти, даже если не было общего перегрева с закипанием антифриза. По первопричине локального повышения температуры ведет юбку поршня, он теряет конусность, промежуток между ним и стенкой цилиндра увеличивается — в итоге при его перекладке в верхней мертвой точке появляется стук. С прогревом мотора тепловые зазоры уменьшаются и посторонний шум теряется — чего практически не происходит при серьезном износе цилиндра.

В случае диструкции поршня можно отделаться малой кровью, заменив лишь именно поршни. А вот постоянный стук многозначное слово: Стук — звук, шум от удара, от падения твердого тела, предмета поршней говорит о чрезмерных зазорах, и тут уж неизбежен серьезный ремонт двигателя.

Вкладыши

Критический износ шатунных и коренных вкладышей коленвала делается причиной звонкого грохота — как будто долбят молотком по стали. Его частота увеличивается с увеличением оборотов и не зависит от рабочей температуры двигателя. Особенно крепко грохот проявляется под нагрузкой. Проще всего это смоделировать на машинах савтоматом, проведя столл-тест (stall-test): удерживая педаль тормоза, что-бы автомобиль не тронулся с места, селектор трансмиссии нужно перевести в положение «драйв» и краткосрочно повышать до средних обороты мотора — посторонние шумы будут слышны детально.

Заслонки во впускном трубопроводе

Многих сервисменов и автовладельцев сбивает с толку стук заслонок во впускном трубопроводе. На неженатых оборотах мотора устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу этот шум очень похож на тот, что издают умершие гидрокомпенсаторы. Но под нагрузкой звук приобретает очевидный «пластмассовый» тон. Так шумит ось заслонок, которая со временем изнашивается в посадочных пространствах и начинает вибрировать.

Колебания убитой оси отчетливо слышны стетоскопом. Поломку оси можно отловить и без «прибора», если удастся подлезть к ее концу, выходящему из коллектора, или к тяге от привода. Чуть-чуть прижав «хвост», к примеру, отверткой, вы временно исключите вибрацию — и шум пропадет. Не лишним будет заметить что, не спешите менять дорогостоящий трубопровод в сборе: неисправную деталь возможно отремонтировать.

Благодарим ООО «Иномотор» (Москва) за помощь в подготовке материала.

Оплошность в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 36.54MB | MySQL:154 | 1,301sec