МДР Листва — бронеавтомобиль для саперов 

Сегодня в том числе и школьник знает: в наше время антенна не менее грозное орудие, чем пушка. Но увидеть вживую современные боевые машины русская фамилия, напичканные лишь только электроникой, сложно — на парадах обычно демонстрируют стреляющую технику. В одной из воинских частей мне светило познакомиться с передвижным миноискателем — машиной дистанционного разминирования Листва, использующей излучение заместо трала и щупа.

Ни одного орудийного или пулеметного ствола, на броне лишь только генераторы и антенны. Сейчас несколько экземпляров Листвы переданы в войска для искусной эксплуатации. Их призвание — расчищать маршруты следования подвижных грунтовых ракетных ансамблей Тополь, Тополь-М и Ярс от мин. После принятия на вооружение Листва будет работать в ракетных войсках стратегического назначения.

Спереди установлена рама с телескопическими штангами. На ней монтируют широкозахватный поисковый модуль для обнаружения мин.

Впереди установлена рама с телескопическими штангами. На ней монтируют широкозахватный поисковый модуль для обнаружения мин.

МДР 15М107 Листва

Изготовитель Краснодарский приборный завод «Каскад»

Шасси СБК‑60‑К2 «Булат» с несущим броневым корпусом и узлами грузовика КАМАЗ‑53501

Длина / ширина / высота / база 8900 (11 100)* / 2500 (3960) / 3350 (4740) / 4660 мм

Множество 20 000 кг

Двигатель КАМАЗ‑740, дизельный, V8, 16 клапанов, 10 850 см³; 176,5 кВт/240 л.с. при 2250 об/мин; 912 Н·м при 150 об/мин

Предельная скорость 60 км/ч

Трансмиссия полный привод 6×6; М12

*В скобках — данные для машины с поднятыми антеннами и разложенными выносными устройствами.

Броне рама не необходима

В составе оборудования Листвы есть и бортовая, и переносная аппаратура постановки радиопомех.

В составе оборудования Листвы есть и бортовая, и переносная аппаратура постановки радиопомех.

Обхожу ощетинившуюся антеннами машину и попеременно открываю тяжелые бронированные двери изолированных отсеков. Первым делом карабкаюсь в просвет по левому борту и сажусь на мягкое сиденье с механической продольной регулированием и пневматической регулировкой по высоте — это место водителя-электромеханика. По меркам бронетехники тут просторно и удобно!

Обзорность хорошая, приборы и органы управления свои люди. Пожалуй, управлять Листвой сможет любой более-менее опытный шофер, ведь шасси сделано на базе бронеавтомобиля СБК‑60‑К2 и широко унифицировано с трехосным армейским грузовиком КАМАЗ‑53501. Те же движок, коробка передач, мосты, детали подвески и рулевого управления, система централизованной подкачки шин, схема полного привода 6×6. Принципная разница в том, что у Листвы нет рамы — это машина с капотной компоновкой и несущим кузовом, или, по-армейски, с несущим бронированным цельносварным корпусом. Сдается мне, что его жесткости на кручение позавидует любой штатский автомобиль.

Слева — рабочее место водителя-электромеханика, справа — командира.

Слева — рабочее пространство водителя-электромеханика, справа — командира.

В корме машины дистанционного разминирования также есть дверь…

В корме машины дистанционного разминирования тоже есть дверь…

…за кот-ой — просторный отсек для двух саперов и инженерного имущества.

…за которой — обширный отсек для двух саперов и инженерного имущества.

Сиденье водителя абсолютно удобное, предусмотрена даже регулировка по высоте с пневмоприводом.

Сиденье водителя абсолютно удобное, предусмотрена даже регулировка по высоте с пневмоприводом.

Броня разрешает защитить экипаж от пуль калибра 12,7 мм со стальным термоупрочненным сердечником. Не считая того, днище выдерживает воздействие взрыва мощностью до одного килограмма в тротиловом эквиваленте, а крыша — подрыв гранаты Ф‑1 на плоскости брони.

Экскурсию по салону продолжаю правым бортом: здесь пространство командира, который занимает сиденье с мягкими подушкой и спинкой. Под ветровым стеклом на панели много приборов в массивных металлических корпусах с неубиваемыми разъемами электропроводки. Эй, поколение «некст», посмотрите на электронику в исполнении «военная приемка»! Вызывает уважение, не правда ли? А еще у командира есть розетка и откидной стол с железной крышкой. Не знаю, к какому классу защиты относится, но штык-ножом наверняка не пробьешь.

Еще одна дверь с правой стороны машины — вход в королевство оператора. Здесь нет окна, везде приборы, даже на потолке. Но не плотно, и посадка-высадка не вызывает проблем, несмотря на то что проникать в машину приходится снизу ввысь. Наконец, отсек со стороны кормы — он оборудован двумя сиденьями поординарнее. Это место дислокации двух саперов с имуществом для поиска мин и их обезвреживания вручную.

В случае если провести аналогию с гражданской техникой, Листва — машина с полным набором настроек. Она оснащена двумя отопителями, кондиционером, индивидуальными светильниками и вентиляторами для всех членов экипажа. Возможно жить!

Проем лишь кажется узким, посадка и высадка не вызывают заморочек.

Проем лишь кажется узким, посадка и высадка не вызывают заморочек.

За второй дверью правого борта скрывается аппаратная оператора Листвы.

За 2 дверью правого борта скрывается аппаратная оператора Листвы.

Материалы по теме

1

Зажарим микросхемы

Экипаж на пространстве. Пускаем дизель — поехали!

С этого момента Листва ищет мины в автоматическом режиме. В фронтальной части машины стоит рама, на которой монтируют широкозахватный поисковый модуль из шестнадцати индукционных датчиков, объеди­ненных панелями. Вот поисковая система «унюхала» в почве металл — стоп, Листва автоматически останавливается. На блоке индикации изнутри кабины срабатывает сигнализатор датчика, нашедшего взрывоопасный предмет. Очевидно, аппаратура имеет дискриминатор и не реагирует на металлический мусор. После сего Листва подает назад на безопасное расстояние — и в работу вступают СВЧ-установка и параболическая антенна на крыше. Практически микроволновка, только жарим не курочку, а вражьи микросхемы! Мощное излучение выводит из строя электрическую радиоаппаратуру дистанционного подрыва мин. Естественно, можно не только нейтрализовать еденичный заряд, но и сделать проход в минно-взрывном заграждении. Однако это только часть талантов Листвы.

Антенна СВЧ-излучения в боевом положении. Она способна обезвреживать мины на дистанции.

Антенна СВЧ-излучения в боевом положении. Она способна обезвреживать мины на дистанции.

Материалы по теме

Броня крепка и танки — наши!

Что сделать, если мину нельзя обезвредить излучением? Помимо СВЧ-установки на борту есть еще генератор электрических импульсов со своими антеннами. Его излучение вызывает подрыв мин с электронным управлением. Очевидно, это делают с безопасного рассто­яния. А если взрывать нельзя, к примеру, из-за опасности разрушения моста на пути следования? Тут уж придется разминировать вручную — для сего в боевой расчет и входят два сапера. Они же занимаются поиском и обезвреживанием мин с неметаллическим корпусом или нажимным взрывателем.

Листва готова работать как в составе групп обеспечения движения, так и непосредственно в колонне с ракетными ансамблями. В первом случае разведка маршрута ведется заблаговременно, во втором — в ходе выдвижения подвижного грунтового ракетного ансамбля к стартовой позиции. Машина умеет искать мины на скорости 15 км/ч и повыше, что позволяет поддерживать высокий темп движения колонны. Она работоспособна при температуре от —50º до +45º, влаги воздуха до 98% и скорости ветра до 25 м/с.

Листва может трудиться на маршруте как в составе группы обеспечения движения, так и самосто­ятельно расчищая дорога установкам Тополь-М и Ярс.

Листва в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез может работать на маршруте как в составе группы обеспечивания движения, так и самосто­ятельно расчищая путь установкам Тополь-М и Ярс.

Три вопроса от штатских

— Зачем на борту Листвы аж два передатчика радиопомех?

— Один — стационарный, другой — переносной, для саперов из экипажа. При разведке в составе группы разминирования помеха предутверждает непреднамеренный подрыв радиоуправляемых взрывоопасных предметов.

— Говоря о минах Мина — единица измерения веса в странах Древнего Востока, Древнем Египте, Древней Греции, военнослужащие часто называют их непонятными словами. Что они значат?

— Всё просто. Аббревиатурой ВОП обозначают взрывоопасные предметы, а МВЗ — минно-взрывные заграждения.

— Слышал, что при обезвреживании противотанковых мин саперы используют кошкой (приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапками). Зачем?

— Нередко под противотанковой миной заложен «сюрприз» — противопехотная мина нажимного деяния. Снимешь с нее груз — рванет. Поэтому большой заряд лучше сдергивать котом с безопасного расстояния.

Фото: Георгий Садков и МО РФ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 36.32MB | MySQL:153 | 1,417sec