фоторепортаж с калужского завода двигателей


Исследуем новый мотор ЕА211 на конвейере завода Volkswagen в Калуге. В чем его отличия от предшественника и как проходит процесс производства и проверка качества? И, главное, решена ли неувязка, которой страдали двигатели семейства EA111, о чем в редакции ЗР знают не понаслышке?
Я никогда не считал полноценным вхождением на наш рынок создание чисто сборочных производств иностранных автомобильных концернов. Всерьез и надолго — это если в дополнение к главному конвейеру компания еще и моторный завод строит. Согласных делиться технологиями не много — к немногочисленной когорте смельчаков относится Volkswagen, который построил под Калугой современное производство, рассчитанное на выпуск до 600 двигателей в сутки. Концерн, кот-ый только в контроль качества вбухал 8,6 млн евро, вряд ли преследует лишь сиюминутные интересы.
Модульный мотор EA211 1.6 MPI
Модульный мотор EA211 1.6 MPI
Пока же производство работает не на полную мощность и выпускает двигатели одной модели. Это представитель современного модульного семейства ЕА211. Мотор с распределенным впрыском горючего 1.6 MPI не оснащен турбонаддувом, но это самый современный атмосферник, существенно отличающийся от двигателей предыдущего поколения.
С агрегатами семейства EA111, что устанавливали на Polo и Rapid русской сборки до середины 2015 года, новичка роднят лишь межцентровые расстояния цилиндропоршневой группы. ЕА211 компактнее, легче, в нем меньше составных частей, а мощность выше — 110 л.с. против 105 сил. И, что крайне важно, его проще ремонтировать.
Материалы по теме
О моторах Volkswagen мы знаем не понаслышке. Редакция ЗР приобрела один из первых серийных Polo калужской сборки с двигателем CFNA семейства EA111. С ним были проблемы уже с первых тысяч километров. При прохладном пуске раздавался отчетливый стук. Нам заменили по гарантии девять гидротолкателей из шестнадцати. Помогло ненадолго — стук появился вновь. К 50 тыщам пробега сменили поршни: оказывается, тепловой зазор поршней с цилиндрами на моторах первых партий был больше, чем нужно. Но когда пробег перевалил за 100 тыщ, двигатель вновь стал клацать при холодном пуске, — так и уехал из редакции к новому владельцу. Решена ли эта проблема в агрегате ЕА211?
![]() Алюминиевые заготовки головки блока цилиндров поступают с ульяновского завода компании Nemak. В Калуге их обрабатывают в машинах замкнутого типа сухим способом. От стружки очищают в обдувочных боксах. Потом без подогрева и охлаждения запрессовывают сёдла и направляющие втулки клапанов. Промывают головку только один раз — перед финальной сборкой, то есть перед установкой пружин и клапанов. | ![]() Литую заготовку чугунного коленчатого вала укладывают на ложементы. В дальнейшем от операции к операции она переезжает по подвесному конвейеру. |
При балансировке лишний металл убирают сверлением противовесов вала. На фото хорошо видно, что балансировочные отверстия на каждом противовесе различные: где мельче, где глубже. Встречаются и противовесы с двумя отверстиями.
При балансировке лишний металл убирают сверлением противовесов вала. На фото хорошо видать, что балансировочные отверстия на каждом противовесе разные: где мельче, где глубже. Встречаются и противовесы с двумя отверстиями.
Внимательно разглядываю поршни нового мотора на сборочном конвейере. Любой упакован в пакетик, кольца уже установлены. Завод сменил поставщика и ввел дополнительные контрольные операции. Надеюсь, со стуками покончено.
В двигателе в общем много новшеств. Изменены даже точки крепления: мотор семейства ЕА211 наклонен не к радиатору, а назад, к моторному щиту. Головка блока цилиндров развернута на 180 градусов, и выпуск ориентирован в другую сторону. Мало того, выпускной коллектор встроен в алюминиевую головку блока цилиндров — нейтрализатор крепится прямо к ней.
![]() Сначала заготовке подрезают торцы. Потом следуют черновая и чистовая обработка шеек, сверление масляных каналов, мойка и сушка. Все операции проделывают на современных станках закрытого типа. | ![]() Далее — закалка коренных и шатунных шеек, отпуск, шлифовка и балансировка. Многие операции в ходе приготовления вала сопровождаются промежуточным контролем. |
![]() Алюминиевая заготовка блока тоже сделана в Ульяновске. На фото показана установка так называемых хонинговальных очков. Проще говоря — притяжка фальшголовки трудящимся моментом, чтобы хонинговать запрессованные в блок чугунные гильзы в напряженном состоянии. Винты для крепления очков — многоразового использования. |
Впускные клапаны сейчас — с регулируемыми фазами, механизм газораспределения приводится не цепью, а зубчатым ремнем, а распределительные валы интегрированы в компактный алюминиевый корпус. И данный модуль крепят к головке блока цилиндров вместо клапанной крышки.
![]() Железные крышки коренных опор коленвала тоже притягивают к алюминиевому блоку рабочим моментом и обрабатывают полученные отверстия в собранном виде. Любой опоре положена своя крышка, маркированная треугольными метками. | ![]() Коренные опоры разбирают перед установкой вкладышей и коленчатого вала. Потом крышки возвращают на место и притягивают теми же винтами. Ранее у компании были моторы с алюминиевыми блоками (например, BUD и BCA), где крепеж крышек коренных опор нельзя было откручивать — в запчасти поступали блоки с коленвалами в сборе. В движке семейства ЕА211 этот недостаток устранен — агрегат ремонтопригоден. |
Навесные агрегаты монтируются не на кронштейнах, а прямо к блоку цилиндров и масляному поддону. Пересмотрены системы замараживания и смазки. Например, термостат объединен в один модуль с водяным насосом. А поддон картера составной: промежуточная масляная ванна алюминиевая, нижняя же — железная. Прокладок нет: соединения уплотнены герметиком. Особенность такой конструкции — хорошая ремонтопригодность. При повреждении стальной части поддона не сминается маслозаборник. Он размещен достаточно высоко, а нижнюю часть поддона легко снять и починить хоть в полевых условиях. Предусмотрена даже защита силиконом номера мотора от окисления.
![]() На данном участке устанавливают ремень газораспределительного механизма (предшественник семейства, ЕА111, был с цепным приводом). Хорошо виден шкив впускного распредвала с изменяемыми фазами. Но где же водяной насос? | ![]() Насос объединен в одном корпусе с термостатом, расположен на противоположной от шкивов стороне головки блока многозначный термин, фамилия и топоним и приводится отдельным зубчатым ремнем от шестерни на выпускном распределительном валу. Уникальное решение, позволяющее избежать обрыва ремня ГРМ при подклинивании помпы. Кроме того, узел находится в удобном для обслуживания месте. |
На сборочном конвейере движки дважды подвергают тестированию на стендах, позволяющих выловить малейшее отклонение. Поэтому не каждый собранный двигатель проверяют горячим пуском перед установкой на автокар, это делается выборочно. А в лаборатории качества регулярно проводят контрольную проверку нескольких двигателей — с разрушением деталей. Моторы разбирают и распиливают в прямом смысле текста: блоки и головки название ряда округлых отдельных предметов или оконечностей предметов более сложной формы цилиндров, крепеж и даже коленчатые валы.
До схода с конвейера все двигатели устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу проходят два функциональных теста. Проверяются герметичность камер сгорания, недоступность перетечек между системами охлаждения и смазки, шумы, вибрации, работа форсунок, дроссельной заслонки, генератора, стартера и других навесных агрегатов нечто составное, совокупность элементов, образующих систему или её часть. В последствии тестирования двигатели грузят на транспортные поддоны — по восемь штук на каждый. Функциональные тесты настолько точны, что горячий тест, то есть запуск двигателя на стенде, проходит только каждый восьмой мотор — выбирают один агрегат с каждого поддона. Кстати, масло первой заправки — российского производства.
До схода с конвейера все двигатели проходят два функциональных теста. Проверяются герметичность камер сгорания, отсутствие перетечек между системами замараживания и смазки, шумы, вибрации, работа форсунок, дроссельной заслонки, генератора, стартера и других навесных агрегатов. После тестирования двигатели грузят на транспортные поддоны — по 8 штук на каждый. Функциональные тесты настолько точны, что горячий тест, то есть пуск двигателя на стенде, проходит только каждый 8 мотор — выбирают один агрегат с каждого поддона. Кстати, масло первой заправки — отечественного производства.
Конечно же, идеальных агрегатов не бывает, и скорее всего длительная массовая эксплуатация выявит те или иные недостатки нового мотора, что станет поводом для очередной модернизации. Это нормальный процесс. Главное, что в нем несомненно будет участвовать и набираться опыта новое поколение российских автомобильных инженеров. Помните, когда-то качественный скачок нашему автопрому помог осуществить двигатель вазовской «классики»? Быть может, модульный мотор устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу калужского производства — следующая ступень для рывка?
Пусть не каждый двигатель пускают перед установкой на автокар, зато в лаборатории качества проводят контрольную проверку нескольких двигателей с разрушением деталей. Моторы разбирают и ломают по науке. Сейчас, к примеру, коленчатый вал распилят вдоль. На срезе видна глубина закалки коренных и шатунных шеек. А еще валы тестируют на стендах циклическими нагрузками на извив и скручивание. Нагружают, пока не сломаются. Потом смотрят, откуда пошли трещины, изучают под микроскопом излом. Вал считается кондиционным, если выдержал 10 млн циклов!
Пусть не каждый двигатель пускают перед установкой на автомобиль, зато в лаборатории качества проводят контрольную проверку нескольких движков с разрушением деталей. Моторы разбирают и ломают по науке. Сейчас, например, коленчатый вал распилят вдоль. На срезе видна глубина закалки коренных и шатунных шеек. А еще валы опробывают на стендах циклическими нагрузками на изгиб и скручивание. Нагружают, пока не сломаются. Потом смотрят, откуда пошли трещины, изучают под микроскопом излом. Вал является кондиционным, если выдержал 10 миллионов циклов!
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter