Двигатели ЯМЗ на сжатом природном газе 

На Ярославском моторном заводе начато серийное создание двигателей, работающих на сжатом природном газе.

Материалы по теме

В трудах древнегреческих философов встречается феноминальная дилемма: что первично — яйцо или курица? Аналогичная ситуация возникла в Рф с применением компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) как топлива для автомобиля. С одной стороны, необходимы двигатели, работающие на метане, и транспортные средства, адаптированные к таким моторам. Но кто же несомненно будет покупать газобаллонные автомобили, если сеть заправок по-прежнему водянистая? С другой стороны, Газпрому нет резона строить и содержать АГНКС в ожидании вероятных клиентов. Аристотель совершенно справедливо считал, что птица и яйцо были замечены одновременно…

Конкурентное предложение

В России для грузовиков средней грузоподъемности и большинства автобусов самый нужный диапазон мощности двигателей — от 150 до 300 л.с. Это касается и газовых моторов. В последствии того как на яросла­вский конвейер поставили четырехцилиндровый ЯМЗ‑534 размером 4,43 литра и «шестерку» ЯМЗ‑536 объемом 6,65 литра, была замечена возможность конвертировать их под сжатый природный газ.

В том, что газовые моторы ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG не утратили мощности при работе на метане, велика заслуга схемы ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины. С атмосферных движков такую мощность не снять.

В том, что газовые моторы устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG не утратили мощности при работе на метане, велика заслуга схемы ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр, интеркулера и турбины. С атмосферных движков такую мощность не снять.

Материалы по теме

00 GAZON next gas_zr 01_15

Расшифровка аббревиатуры CNG — сompressed natural gas (ужатый природный газ). Моторы ЯМЗ‑534 CNG и ЯМЗ‑536 CNG существуют в нескольких модификациях — как по опциям мощности, так и по назначению. У «четверки» диапазон мощности — от 150 до 170 л.с. при вращающем моменте от 493 до 590 Н·м (при 1200–1600 об/мин). У «шестерок» три версии: мощностью 258, 285 и 312 л.с.

Меж тем планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7 литров рабочего объема и мощностью физическая величина, равная в общем случае скорости изменения, преобразования, передачи или 330–370 л.с. При том же поперечнике поршня (105 мм) его ход будет увеличен с 128 до 136 мм. На основе сего дизеля в перспективе будут создавать и более мощную газовую версию — под метан.

В Рф основными заказчиками дизельной «четверки» являются Горьковский автозавод и Павловский автобусный, а «шестерки» — Ликинский автобусный завод, Урал и МАЗ. Как предполагается, газовые двигатели должны хорошо пойти на экспорт — они отвечают общепризнанным меркам Евро‑5. В сравнении с аналогичными дизелями иностранных производителей и их газовыми версиями, ЯМЗ‑530 выгоднее на 20–25% при сопоставимой мощности и экономичности. Заявленный ресурс дизельных «четверок» — не наименее 700 тысяч километров, «шестерок» — 900 тысяч.

В 2016 году на ЯМЗ отпустили около 42 тысяч моторов, из них 15,5 тысячи — семейства ЯМЗ‑530, еще 6 тыщ — дизели Daimler OM 646 для авто­бу­сов Mercedes-Benz Sprinter, собираемых на ГАЗе. В 2016 году сделали около ­500 двигателей ЯМЗ-530 CNG. План ярославского завода на 2017 год — 2000 газовых моторов.

В 2016 году на ЯМЗ отпустили около 42 тысяч моторов, из них 15,5 тысячи — семейства ЯМЗ‑530, еще 6 тыщ — дизели Daimler OM 646 для авто­бу­сов Mercedes-Benz Sprinter, собираемых на ГАЗе. В 2016 году сделали около ­500 двигателей ЯМЗ-530 CNG. План ярославского завода на 2017 год — 2000 газовых моторов.

Отто напротив Дизеля

Материалы по теме

4 Gaz CP

Газовый мотор ЯМЗ‑530 CNG на 90% унифицирован с дизельным, но переведен на цикл Отто. У него есть свечки, катушки зажигания и даже дроссельная заслонка. Степень сжатия уменьшили до 12 единиц — для сего пришлось изменить поршни. Ведь камера сгорания находится в днище поршня, а не в головке цилиндров. Потому что у метана или пропан-бутана октановое число выше 100, требуется менее высокая степень сжатия, нежели под 98‑й бензин.

Свечи зажигания вкручивают спустя нержавеющую резьбовую втулку-проставку на место установки форсунок у дизеля. А так как форсунки у моторов ЯМЗ‑530 присутствуют под клапанной крышкой, то для замены свечей эту крышку надо снять. При подобной трудоемкости операции абы какие свечи сюда не поставишь: применяют жаропрочные свечки Bosch с платиноиридиевыми электродами — их хватает с запасом на 30 тысяч км.

Высоковольтные провода к свечам подведены по сверлению в головке для топливных трубок. А электрическое управление зажиганием и подача газа в двигатель схожи с современными системами простого бензинового мотора. И, что особенно важно в России, газовое оборудование жизнестойко при морозах до 40 градусов!

Применены катушки зажигания фирмы Marshall, личные для каждого цилиндра. Нет высоковольтного распределителя-«бегунка» и крышки. Все это идет на пользу и газовому движку.

Применены катушки зажигания фирмы Marshall, индивидуальные для каждого цилиндра. Нет высоковольтного распределителя-«бегунка» и крышечки. Все это идет на пользу и газовому двигателю.

Материалы по теме

Лада на метане

А что с заправками?

По различным сведениям, на конец 2016 года условная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала в Российской Федерации функционировало от 237 до 280 АГНКС. Из них в пределах 228 газозаправочных станций принадлежит Газпрому, остальные — сторонним организациям. В случае если сравнивать с обычными АЗС, то АГНКС у нас в 100 раз меньше, причем распределены они очень неравномерно. В данный момент Газпром интенсивно строит газовые заправки: в октябре 2016 года открыли 14 свежих АГНКС в шести федеральных округах, а к концу 2018 года намечается расширить сеть до 470 станций. Кроме того, газификацией платного автотранспорта занялась Роснефть: в планах значится строительство 1000 АГНКС, на кот-ое выделяется до 60 миллиардов рублей! Но сроки — до 2023 года.

Естественный газ — один из самых дешевых видов автомобильного топлива. С газовой темой работают все ведущие производители грузовиков и автобусов. На метане ездят в том числе и в тех странах, где своего газа нет и его закупают за рубежом. Но по объемам производства выпуск газобаллонных автомашин, конечно же, существенно отстает от выпуска более востребованных дизельных и бензиновых.

Естественный газ — один из самых дешевых видов автомобильного топлива. С газовой темой работают все ведущие производители грузовиков и автобусов. На метане ездят в том числе и в тех странах, где своего газа нет и его закупают за рубежом. Но по объемам производства выпуск газобаллонных автомашин, конечно же, существенно отстает от выпуска более востребованных дизельных и бензиновых.

Делему сети заправок помогут решить компактные контейнерные станции — стационарные или передвижные, завезенные из других стран или российского производства. Стационарные заправки производит специализированное подразделение концерна «Русские машины», куда входит и «Группа ГАЗ», и фирма РМ-КПГ. В 2015 году РМ-КПГ ввела в использование в Нижнем Новгороде газозаправочный модуль для обслуживания технологического автопарка Горьковского автозавода, а так же муниципальных газомоторных автобусов. Модуль смонтирован в обычном 40‑футовом спецконтейнере, который можно установить на любой АЗС и подключить к магистральной газовой трубе. Эти АГНКС уже работают в Кургане, обеспечивая, в частности, потребности завода КАвЗ.

Остается полагаться, что такой сценарий развития газомоторной темы в России устроил бы не лишь только Аристотеля, но и современных российских автомобилистов.

Фото: Николай Мордовцев, Жора Садков и «Группа ГАЗ»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментирование закрыто.

Комментирование закрыто

WordPress: 36.41MB | MySQL:153 | 1,349sec